Денежнокредитная политика Значение Цели Объем Роль и цели Экономика

Денежно-кредитная политика: значение, цели, масштабы, роль и цели | Экономика.

В этой статье мы обсудим: — 1. Значение денежно-кредитной политики 2. Цели денежно-кредитной политики 3. Конечные и промежуточные цели 4. Ограниченные масштабы 5. Роль в развивающихся странах 6. Роль в содействии более быстрому экономическому росту 7. Цели.

Значение денежно-кредитной политики:

Денежно-кредитная политика связана с изменениями предложения денег и кредита. Это относится к мерам политики, предпринимаемым правительством или центральным банком для воздействия на доступность, стоимость и использование денег и кредита с помощью монетарных методов для достижения конкретных целей. Денежно-кредитная политика направлена ​​на влияние на экономическую активность в экономике главным образом через две основные переменные, то есть (а) денежную или кредитную массу и (б) процентную ставку..

Методы денежно-кредитной политики такие же, как методы кредитного контроля, имеющиеся в распоряжении центрального банка. Таким образом, различные методы денежно-кредитной политики включают банковскую ставку, операции на открытом рынке, переменные требования к резервам наличности, выборочный контроль кредита. Р.П. Кент определяет денежно-кредитную политику как управление увеличением и сокращением объема денег в обращении с явной целью достижения конкретной цели, такой как полная занятость..

По словам А. Дж. Шапиро, «денежно-кредитная политика — это осуществление контроля центрального банка над денежной массой как инструмент достижения целей экономической политики». По словам Д.К. Роуэна, «денежно-кредитная политика определяется как дискреционные действия, предпринимаемые властями с целью повлиять на (а) предложение денег, (б) стоимость денег или процентную ставку и (в) доступность денег. ”

Денежно-кредитная политика — это не самоцель, а средство для достижения цели. Он включает в себя управление деньгами и кредитом для продвижения общей экономической политики правительства для достижения заранее определенных целей. В разных странах в разное время и в разных экономических условиях преследовались разные цели денежно-кредитной политики..

Различные цели сталкиваются друг с другом, и возникает проблема выбора правильной цели денежно-кредитной политики страны. Правильная цель денежно-кредитной политики должна быть выбрана органом денежно-кредитного регулирования с учетом конкретных условий и требований экономики..

Цели денежно-кредитной политики:

Цели денежно-кредитной политики относятся к ее целям, таким как разумная стабильность цен, высокий уровень занятости и более высокие темпы экономического роста. Цели денежно-кредитной политики относятся к таким переменным, как предложение банковского кредита, процентная ставка и предложение денег..

Их необходимо изменить, используя инструменты денежно-кредитной политики для достижения целей (задач). Инструментами денежно-кредитной политики являются изменение банковской ставки, ставки репо и других процентных ставок, операции на открытом рынке (OMO), выборочный контроль кредитования и вариации нормы резервирования (VRR). [Цели должны быть изменены с использованием инструментов для достижения целей.]

Четыре важнейшие цели денежно-кредитной политики:

1. Стабилизация делового цикла:

Денежно-кредитная политика оказывает важное влияние как на фактический, так и на потенциальный ВВП. Промышленно развитые страны полагаются на денежно-кредитную политику для стабилизации экономики за счет контроля над бизнесом. Но он становится бессильным в глубоких рецессиях.

Кейнс указал, что денежно-кредитная политика теряет свою эффективность во время экономического спада по двум причинам:

(i) Существование ситуации ловушки ликвидности (т. е. бесконечной эластичности спроса на деньги) и.

(ii) Низкая эластичность (автономных) инвестиций по процентной ставке.

2. Разумная стабильность цен:

Стабильность цен, пожалуй, самая важная цель, которую можно наиболее эффективно достичь с помощью денежно-кредитной политики. В такой развивающейся стране, как Индия, ускорение инвестиционной активности перед лицом падения сельскохозяйственного производства создает чрезмерное давление на цены. Продовольственная инфляция в Индии — тому подтверждение. В такой ситуации денежно-кредитная политика может во многом способствовать краткосрочной стабильности цен..

Из-за различных изменений в структуре экономики такой развивающейся страны, как Индия, некоторая инфляция неизбежна. И желательна умеренная инфляция или функциональный рост цен, чтобы дать необходимый стимул производителям и инвесторам. По словам П.А. Самуэльсона, умеренная инфляция в размере от 3% до 4% в год смазывает колеса торговли и промышленности и способствует более быстрому экономическому росту..

Стабильность цен также важна для улучшения платежного баланса страны. По мнению Ч. Рангараджана, «возрастающая открытость экономики, необходимость обслуживания внешнего долга и необходимость увеличения доли нашего экспорта в высококонкурентной внешней среде требуют недопущения чрезмерного повышения уровня внутренних цен. ». Это в большей степени с учетом того факта, что основные торговые партнеры Индии добились в последние годы заметных успехов в достижении стабильности цен..

3. Более быстрый экономический рост:

Денежно-кредитная политика может способствовать более быстрому экономическому росту, делая кредиты более дешевыми и доступными. Промышленности и сельскому хозяйству требуются два типа кредита: краткосрочный кредит для удовлетворения потребностей в оборотном капитале и долгосрочный кредит для удовлетворения потребностей в основном капитале..

Потребность в этих двух типах кредитов может быть удовлетворена через коммерческие банки и банки развития. Доступность кредита под низкие процентные ставки стимулирует инвестиции или расширение производственных мощностей общества. Это, в свою очередь, позволяет экономике расти быстрее, чем раньше..

4. Стабильность обменного курса:

В «открытой экономике», то есть в той, границы которой открыты для товаров, услуг и финансовых потоков, система обменных курсов также является центральной частью денежно-кредитной политики. Чтобы предотвратить значительное обесценение или повышение курса рупии по отношению к доллару США и другим иностранным валютам в рамках существующей системы плавающего обменного курса, центральный банк должен принять соответствующие денежно-кредитные меры. Индия в заповеднике.

Конфликты между целями:

В конечном итоге нет конфликта между первыми двумя целями, а именно: стабильность цен и экономический рост. Фактически, ценовая стабильность — это средство достижения более быстрого экономического роста. В контексте индийской экономики Ч. Рангараджан пишет: «Именно стабильность цен обеспечивает соответствующую среду, в которой может происходить рост и может быть обеспечена социальная справедливость».

Однако в краткосрочной перспективе существует компромисс между стабильностью цен и экономическим ростом. Более быстрый экономический рост достигается за счет увеличения доступности кредита по более низкой процентной ставке. Это означает увеличение денежной массы..

Но увеличение денежной массы и, как следствие, рост потребительского спроса, как правило, приводят к высокому уровню инфляции. Это поднимает вопрос о том, каков минимально допустимый уровень инфляции, который не действует как фактор, замедляющий рост. Вопрос до сих пор остается без ответа.

Также существует конфликт между стабильностью обменного курса и экономическим ростом. Если рупия обесценивается по отношению к доллару, то RBI должен ужесточить свои монетарные гайки, т.е. он должен поднять процентную ставку и снизить избыточную ликвидность банков (из которых выдаются ссуды)..

С другой стороны, чтобы способствовать более быстрому экономическому росту, RBI должен снизить процентную ставку и предоставить больше кредитов для поощрения частных инвестиций. Таким образом, RBI часто сталкивается с дилеммой..

Конечная и промежуточная цели:

Конечная цель, над которой центральный банк страны хочет осуществлять контроль, — это три основные макроэкономические переменные, такие как уровень (уровень) занятости, общий уровень цен (или уровень инфляции) и темпы роста экономики, которые измеряется ежегодными темпами роста реального ВВП.

Теперь вопрос в том, насколько эффективно RBI действует на такие цели? Правда в том, что RBI не в состоянии действовать на них напрямую. Основная причина этого — несовершенный мониторинг работы экономики. Это связано с отсутствием адекватной, необходимой и своевременной информации о ключевых переменных..

Так что же тогда делает RBI? У него нет другого выбора, кроме как контролировать промежуточные цели, оказывать косвенное влияние на конечные цели и, конечно же, предсказуемым образом. Важными промежуточными целями являются три концепции (агрегаты) денежной массы, а именно M 1, M 2 или M 3 и, конечно же, процентная ставка..

Хотя RBI стремится контролировать уровень инфляции, контролируя денежную массу, он оказывает влияние на экономический рост, изменяя структуру процентных ставок, которая меняет стимулы к инвестированию в физический капитал, а не в финансовые (ликвидные) активы..

В том, что касается промежуточного таргетинга на денежный агрегат, RBI использует простой режим. В начале каждого квартала Банк устанавливает темпы роста денежной массы, которые, по его мнению, вполне соответствуют его конечной цели, а именно: разумная стабильность уровня цен и более быстрый экономический рост..

RBI принимает решение на основе данных о прошлых результатах, а также прогнозов на следующий квартал или на весь финансовый год. RBI делает соответствующий выбор своей политики действий с целью достижения этой фиксированной цели. В начале следующего квартала RBI проводит обзор своей целевой денежной массы и соответствующим образом корректирует ее на основе фактического опыта прошлого..

В 1998 году RBI внезапно переключился с таргетирования денежной массы на перечень определенных общих показателей политики. Несмотря на то, что этот широкий денежный агрегат (в основном M,) в настоящее время является, пожалуй, * наиболее важным его политическим курсом..

На это есть две причины:

(i) Правильный прогноз инфляции:

В Индии уровень инфляции измеряется индексом оптовых цен (WPI). А в промежуточном периоде (охватывающий период от 3 до 5 лет) M 3 является довольно точным предсказателем инфляции..

(ii) Прозрачность:

Большинство людей в Индии имеют довольно хорошее представление о таргетинге денежной массы. С таргетингом на денежную массу политическая позиция RBI довольно прозрачна и выполняет сигнальную функцию. Это дает четкий сигнал общественности и политикам. Контроль над инфляцией во многом зависит от авторитета RBI, репутация здесь является важным фактором..

Если RBI сделает именно то, что объявляет, люди поверят в приверженность RBI к достижению ценовой стабильности, удерживая рост денежной массы в целевом диапазоне? Возможно, это лучший способ добиться антиинфляционного доверия, удерживая инфляционные ожидания людей на низком уровне. Таргетирование процентных ставок не так эффективно, как антиинфляционная мера.

Ограниченный объем денежно-кредитной политики в развивающихся странах:

Денежно-кредитная политика влияет на экономическую активность двумя способами:

1. Непосредственно через денежную массу:

Денежная масса напрямую связана с уровнем экономической активности. Увеличение денежной массы увеличивает экономическую активность, позволяя людям покупать больше товаров и услуг, и наоборот..

2. Косвенно через процентную ставку:

Изменение денежной массы влияет на экономическую активность через свое влияние на процентную ставку и инвестиции. Увеличение денежной массы снижает процентную ставку, что, в свою очередь, увеличивает инвестиции и, следовательно, способствует экономической активности, и наоборот..

Денежно-кредитная политика в экономике работает через две основные экономические переменные, то есть денежную массу и процентную ставку. Однако эффективное функционирование денежно-кредитной политики требует выполнения трех основных условий: (а) Страна должна иметь высокоорганизованные, экономически независимые и эффективно функционирующие денежные рынки и рынки капитала, которые позволяют органам денежно-кредитного регулирования вносить изменения в денежную массу и процентная ставка по мере необходимости; (b) процентные ставки могут регулироваться как административным контролем, так и рыночными силами, так что существует согласованность и единообразие процентных ставок в различных секторах экономики; (c) существует прямая связь между процентными ставками ставки, инвестиции и выпуск, так что снижение процентной ставки (например) приводит к увеличению инвестиций и увеличению выпуска без каких-либо ограничений.

Развитые страны в основном удовлетворяют все необходимые предпосылки для эффективного функционирования денежно-кредитной политики, тогда как развивающиеся или слаборазвитые страны обычно не имеют этих требований..

Денежно-кредитная политика имеет ограниченные возможности в слаборазвитых странах по следующим причинам:

(i) В большинстве слаборазвитых стран существует крупный немонетизированный сектор, который является серьезным препятствием для успешной работы денежно-кредитной политики..

(ii) Мелкий и неорганизованный денежный рынок и ограниченный набор финансовых активов в слаборазвитых странах также снижают эффективность денежно-кредитной политики..

(iii) В большинстве слаборазвитых стран общая денежная масса в основном состоит из денег в обращении, а банковские деньги составляют очень небольшую ее часть. Это ограничивает действие денежно-кредитной политики центрального банка, которая в основном работает за счет ее воздействия на банковские деньги..

(iv) Рост небанковских финансовых институтов также ограничивает эффективное осуществление денежно-кредитной политики, поскольку эти институты выходят из-под прямого контроля центрального банка..

(v) В слаборазвитых странах (например, в Ливии) многие коммерческие банки обладают высоким уровнем ликвидности (т.е. средствами в наличной форме). В этих случаях изменения в денежно-кредитной политике не могут существенно повлиять на кредитную политику таких банков..

(vi) Коммерческие банки, расположенные за рубежом, могут легко нейтрализовать ограничительные эффекты жесткой денежно-кредитной политики, поскольку эти банки могут пополнять свои ресурсы, продавая иностранные активы, а также могут получать помощь от международного рынка капитала..

(vii) Объем денежно-кредитной политики также ограничен структурными и институциональными реалиями слаборазвитых стран, слабой связью между процентной ставкой, инвестициями и объемом производства, особенно из-за структурной жесткости предложения..

Когда инвестиции увеличиваются в результате падения процентной ставки, увеличение инвестиций может не увеличивать объем производства из-за структурных ограничений предложения, таких как неадекватное управление, отсутствие основных промежуточных продуктов, бюрократическая жесткость, лицензионные ограничения, отсутствие взаимозависимости внутри промышленный сектор. Таким образом, увеличение инвестиций вместо увеличения выпуска может вызвать инфляционное давление за счет повышения цен..

Роль денежно-кредитной политики в развивающихся странах:

Денежно-кредитная политика в развивающейся экономике должна будет сильно отличаться от политики в развитой экономике, главным образом из-за различных экономических условий и требований двух типов экономик. Развитая страна может принять полную занятость, стабилизацию цен или валютную стабильность в качестве цели денежно-кредитной политики..

Но в развивающейся или слаборазвитой стране экономический рост является первоочередной и основной необходимостью. Таким образом, в развивающейся экономике денежно-кредитная политика должна быть направлена ​​на содействие экономическому росту. Денежно-кредитная власть развивающейся экономики может сыграть жизненно важную роль, приняв такую ​​денежно-кредитную политику, которая создает условия, необходимые для быстрого экономического роста..

Денежно-кредитная политика может удовлетворять следующие потребности развития развивающихся стран:

1. Роль в развитии:

В развивающейся экономике денежно-кредитная политика может играть значительную роль в ускорении экономического развития, влияя на предложение и использование кредита, контролируя инфляцию и поддерживая платежный баланс..

Когда развитие наберет обороты, эффективная денежно-кредитная политика может помочь в удовлетворении требований, связанных с расширением торговли и населения, путем обеспечения эластичного предложения кредита..

2. Создание и расширение финансовых институтов:

Основной целью денежно-кредитной политики в развивающейся экономике должно быть улучшение ее валютной и кредитной системы. Следует создавать больше банков и финансовых институтов, особенно в тех областях, где эти возможности отсутствуют..

Расширение коммерческих банков и создание других финансовых институтов, таких как сберегательные банки, кооперативные сберегательные общества, общества взаимопомощи и т. Д., Поможет в увеличении кредитных возможностей, мобилизации добровольных сбережений людей и их направлении на производительное использование..

Кроме того, денежно-кредитный орган несет ответственность за то, чтобы средства учреждений направлялись в приоритетные сектора или отрасли в соответствии с требованиями плана развития страны..

3. Эффективный центральный банк:

Для удовлетворения потребностей развития центральный банк слаборазвитой страны должен эффективно функционировать, чтобы контролировать и регулировать объем кредита с помощью различных денежных инструментов, таких как банковская ставка, операции на открытом рынке, коэффициент резервов наличности и т. Д. Более широкий и эффективный кредитный контроль будет влиять на распределение ресурсов путем отвлечения сбережений от спекулятивной и непродуктивной деятельности на производительное использование.

4. Интеграция организованного и неорганизованного денежного рынка:

Для большинства слаборазвитых стран характерна двойная денежная система, в которой одновременно функционируют небольшой, но высокоорганизованный денежный рынок, с одной стороны, и большой, но неорганизованный денежный рынок, с другой..

Неорганизованный денежный рынок остается вне контроля центрального банка. Принимая эффективные меры, денежно-кредитный орган должен интегрировать неорганизованные и организованные секторы денежного рынка..

5. Развитие банковских привычек:

Денежно-кредитные органы менее развитой страны должны принять соответствующие меры для увеличения доли банковских денег в общей денежной массе страны. Это требует увеличения банковских депозитов за счет развития банковских привычек людей и популяризации использования кредитных инструментов (например, чеков, тратт и т. Д.).

6. Монетизация экономики:

Слаборазвитая страна также отличается наличием крупного немонетизированного сектора. В этом секторе все операции совершаются через бартерную систему, и изменения денежной массы и процентной ставки вообще не влияют на экономическую активность. Денежно-кредитный орган должен принять меры по монетизации этого неденежного сектора и поставить его под свой контроль..

7. Интегрированная структура процентной ставки:

В слаборазвитой экономике отсутствует интегрированная структура процентных ставок. Существует большая разница в процентных ставках, преобладающих в разных секторах экономики, и эти ставки не реагируют на изменения банковской ставки, что делает денежно-кредитную политику неэффективной..

Орган денежно-кредитного регулирования должен предпринять эффективные шаги для интеграции структуры процентных ставок в экономике. Более того, следует разработать подходящую структуру процентных ставок, которая не только поощряет сбережения и инвестиции в стране, но также препятствует спекулятивным и непродуктивным займам..

8. Управление долгом:

Управление долгом — еще одна функция денежно-кредитной политики в развивающейся стране. Управление долгом направлено на: (а) определение надлежащих сроков выпуска и выпуска государственных облигаций, (б) стабилизацию их цен и (в) минимизацию затрат на обслуживание государственного долга..

Денежно-кредитный орган должен вести управление долгом таким образом, чтобы были созданы условия, «при которых государственные займы могут увеличиваться из года в год и в больших масштабах, не оказывая никакого воздействия на систему. И это должно быть по низким ставкам, чтобы снизить бремя долга ».

Однако для успешного управления долгом необходимо наличие хорошо развитого рынка денег и капитала, а также множества краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг..

9. Поддержание равновесия платежного баланса:

Денежно-кредитная политика в развивающейся экономике также должна решить проблему неблагоприятного платежного баланса. Такая проблема обычно возникает на начальных этапах экономического развития, когда импорт машин, сырья и т. Д. Значительно увеличивается, но экспорт может не увеличиваться в такой же степени..

Денежно-кредитный орган должен принять прямой валютный контроль и другие меры для исправления неблагоприятного платежного баланса..

10. Контроль над инфляционным давлением:

Развивающиеся страны очень чувствительны к инфляционному давлению. Большие затраты на схемы развития увеличивают совокупный спрос. Но выпуск потребительских товаров не увеличивается в той же пропорции. Это приводит к инфляционному росту цен..

Таким образом, денежно-кредитная политика в развивающейся экономике должна служить для контроля инфляционных тенденций путем увеличения сбережений населения, сдерживания расширения кредита банковской системой и предотвращения финансирования дефицита государством..

11. Долгосрочные ссуды на развитие промышленности:

Денежно-кредитная политика может способствовать промышленному развитию в слаборазвитых странах за счет предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов предприятиям по производству шин. Денежно-кредитный орган должен побудить эти банки предоставлять долгосрочные ссуды промышленным предприятиям, предоставляя возможности для переучета. Другие финансовые институты развития также предоставляют долгосрочные производительные ссуды..

12. Реформирование сельской кредитной системы:

В слаборазвитых странах система сельского кредитования является несовершенной, а возможности получения кредита в сельской местности недостаточны. Мелкие земледельцы бедны, не имеют собственных средств и в значительной степени зависят от ссуд от деревенских ростовщиков и торговцев, которые обычно используют беспомощность, невежество и необходимость этих бедных заемщиков..

Денежно-кредитный орган может играть важную роль в предоставлении как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов небольшим организациям, таким как создание кооперативных кредитных обществ, сельскохозяйственных банков и т. Д..

Верно, что денежно-кредитная политика в развивающейся экономике может играть положительную роль в облегчении процесса экономического развития, влияя на предложение и использование кредита через хорошо развитые кредитные учреждения, сдерживая инфляцию, поддерживая равновесие платежного баланса, предоставляя ссуды для промышленный и сельскохозяйственный секторы и т. д..

Но необходимо четко учитывать, что роль денежно-кредитной политики в экономическом развитии вторична и косвена, а не первична и пряма. Фундаментальная проблема слаборазвитых стран — это проблема неадекватных сбережений, которую нельзя решить простым созданием финансовых институтов. Рост сбережений в основном зависит от увеличения производственной мощности и доходов страны..

Финансовые учреждения предоставляют возможности только для поощрения сбережений и облегчения процесса экономического развития; они не являются основными двигателями экономического развития. КАК. Мейер и Болдуин заявили: «Валютно-кредитная система должна реагировать на стимулы развития, но нельзя ожидать, что денежно-кредитные и финансовые институты сами по себе будут основными и активными двигателями развития в прямом смысле».

Роль денежно-кредитной политики в содействии более быстрому экономическому росту:

Под экономическим ростом понимается устойчивое или постоянное увеличение национального дохода и доходов на душу населения. Это происходит, когда увеличивается основной капитал экономики за счет увеличения инвестиций. В результате происходит расширение производственных мощностей экономики. Это позволяет экономике производить больше товаров и услуг каждый год..

По правде говоря, более быстрый экономический рост может быть достигнут экономикой в ​​значительной степени, если не полностью, за счет увеличения нормы сбережений и инвестиций..

Теперь можно обсудить, как этого можно достичь с помощью денежно-кредитной политики:

1. Повышение нормы экономии:

Если денежно-кредитная политика должна способствовать экономическому росту, она должна повышать норму сбережений. В такой развивающейся стране, как Индия, центральный банк должен поднять процентную ставку до разумного уровня, чтобы побудить людей сберегать больше. Таким образом, все больший и больший объем ресурсов будет доступен для инвестиций (особенно в основные фонды)..

Во время инфляции номинальная процентная ставка должна быть повышена, чтобы реальная процентная ставка оставалась постоянной. Фактически, чтобы мобилизовать все больше и больше сбережений через банковскую систему для инвестиционных целей, абсолютно необходимо поддерживать разумную стабильность цен, чтобы у людей было меньше стимулов покупать золото, недвижимость или товары для накопления и спекуляции. Если из-за чрезмерного удорожания реальная процентная ставка станет отрицательной, у людей будет меньше стимулов для экономии..

Однако процентная ставка влияет только на желание людей сберегать. Но их способность сберегать зависит, помимо дохода, от существования банков и других финансовых учреждений. Таким образом, правительства развивающихся стран должны создать прочную финансовую инфраструктуру путем создания банков, почтовых отделений, страховых компаний, фондовых бирж, паевых инвестиционных фондов и пенсионных фондов, главным образом в сельских районах, где проживает большинство людей..

2. Денежно-кредитная политика и инвестиции:

Даже если процентная ставка очень низкая, частные предприятия могут не захотеть делать новые инвестиции во время депрессии из-за отсутствия возможностей для прибыльного бизнеса..

Это, конечно, точка зрения Кейнса. Но в обычное время увеличение денежной массы из-за увеличения банковского кредита приводит к увеличению инвестиций. Кроме того, в развивающейся стране государственные (государственные) инвестиции играют важную роль в экономическом развитии. Таким образом, денежно-кредитная политика должна также предоставлять адекватные средства для государственных инвестиций..

Денежно-кредитная политика такой развивающейся страны, как Индия, должна быть такой, чтобы гарантировать, что большая часть депозитов, мобилизуемых банками, инвестируется в государственные и другие утвержденные ценные бумаги, чтобы позволить правительству финансировать свои запланированные инвестиции. Строительство инфраструктуры так важно для экономического развития.

Таким образом, государственные инвестиции должны быть направлены на создание электростанций, строительство дорог, автомагистралей и портов. Такие инвестиции прямо или косвенно способствуют промышленному развитию (путем установления прямых и обратных связей). В результате наблюдается колоссальный рост спроса на промышленную продукцию..

Каждая отрасль закупает вводимые ресурсы в других отраслях и продает свою продукцию как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Работа мультипликатора дополнительно стимулирует частные инвестиции. Таким образом, государственные инвестиции в социальный накладной капитал будут вытеснять, а не вытеснять частные инвестиции. Кроме того, строительство ирригационных дамб способствует росту сельского хозяйства за счет увеличения производства и производительности..

В Индии был введен новый инструмент денежно-кредитного контроля для изъятия крупных ресурсов из банковского сектора для финансирования государственных инвестиций, а именно нормативный коэффициент ликвидности (SLR). Теперь в дополнение к хранению денежных резервов коммерческие банки должны хранить минимальную часть своей общей суммы до востребования и срочных вкладов в определенных ликвидных активах, в основном в государственных и других утвержденных ценных бумагах »..

Поскольку как крупные, так и средние отрасли требуют средств для инвестиций в основной капитал, оборотный капитал, а также для хранения запасов (как готовой продукции, так и сырья), денежно-кредитная политика также должна гарантировать, что потребность в банковском кредите для инвестиций и производства в частном секторе полностью устраивает.

Достаточный банковский кредит необходим для двух целей:

(i) использовать существующие производственные мощности в частном секторе и.

(ii) Для создания дополнительных мощностей.

Банки также должны предоставлять адекватные кредиты для удовлетворения минимальных потребностей в оборотном капитале сельского хозяйства и промышленности..

Мобилизации сбережений недостаточно. Сэкономленные средства следует использовать для продуктивных инвестиций. Так что денежно-кредитная политика должна носить дискриминационный характер. Он должен ограничить поток кредитов в непроизводственные секторы и расточительную деятельность, которая препятствует экономическому росту. В то же время он должен направлять поток кредита в производственные каналы..

Таким образом, существует необходимость в более строгом применении выбора кредитного контроля (SCC), главным образом с целью влияния на структуру инвестиций. SCC также косвенно помогает процессу развития, контролируя рост цен и, таким образом, избегая искажений, создаваемых двузначной инфляцией. Однако оно должно поддерживаться надлежащим нормированием кредита..

Кроме того, должны быть приняты такие меры, как удлинение сроков погашения кредитов, снижение маржинальных требований, предоставление возможностей переучета по ставкам ниже рыночных, процентная ставка и предоставление специальных кредитов предпринимателям, создающим трудоемкие производства в отсталых регионах. принят для ускорения промышленного роста.

Денежно-кредитная политика должна обеспечивать необходимые стимулы для направления сбережений в желаемом направлении. Это должно расширить горизонты развития в соответствии с заранее определенными целями планирования..

Цели денежно-кредитной политики:

Условия хорошей цели:

Чтобы стать хорошей целью денежно-кредитной политики, переменная должна удовлетворять следующим условиям:

1. Измеримость:

Целевая переменная должна легко измеряться с минимальной задержкой по времени или без нее. Для выполнения этого условия должны быть доступны точные и надежные данные. Данные также должны соответствовать теоретическим определениям целевых переменных..

2. Достижимость:

Денежно-кредитный орган должен быть в состоянии достичь своих намеченных целей, в противном случае установление целевых показателей будет бесполезным занятием. Недостижимые цели непрактичны. Цель будет достигнута, когда: (а) на нее быстро повлияют инструменты политики; и (б) на него нет или очень мало внеполитических влияний..

3. Связь с переменными целей:

Целевая переменная должна быть тесно связана с целевыми переменными более высокого уровня, и эта связь должна быть хорошо понята и надежно оценена. Например, даже если органы денежно-кредитного регулирования могут достичь целевых показателей процентных ставок, все будет напрасно, если процентные ставки не влияют на конечные цели занятости. Уровень цен, темпы экономического роста и платежный баланс..

Превосходство целевых переменных:

В качестве монетарных целей используются три основные переменные. Это денежная масса, банковский кредит и процентные ставки. Какая из этих переменных лучше и выбрана в качестве целевой, зависит от того, насколько она удовлетворяет трем критериям измеримости, достижимости и соответствия конечным целям..

Несмотря на определенные концептуальные и практические трудности при измерении целевых переменных, все три переменные одинаково хорошо удовлетворяют критерию измеримости и могут быть оценены с разумной точностью. Что касается условия достижимости, то и денежная масса, и банковский кредит в равной степени удовлетворяют этому условию, тогда как процентные ставки не удовлетворяют ему удовлетворительно..

Все процентные ставки на рынке не изменяются одновременно и одинаково пропорционально. Инструменты политики также не так быстро влияют на процентные ставки, как другие целевые переменные. Более того, на процентные ставки сильно влияют неполитические факторы..

Что касается выполнения критерия связанности с целевыми переменными, экономисты резко расходятся. Кейнсианцы рекомендуют процентную ставку в качестве подходящей целевой переменной, в то время как монетаристы предписывают денежную массу. С другой стороны, руководители центральных банков-практиков считают банковский кредит лучшей целевой переменной..

Экономисты не согласны с тем, какая из них является лучшей целевой переменной:

(i) Исходя из критериев измеримости и достижимости, денежная масса и банковский кредит являются лучшими целевыми переменными, чем процентные ставки..

(ii) Что касается денежной массы и банковского кредита, то денежная масса определенно превосходит, потому что существуют слабые теоретические и эмпирические данные в поддержку тесной причинно-следственной связи между кредитом и переменными более высоких целей..

(iii) Денежная масса гораздо легче подвержена влиянию инструментов политики, чем процентные ставки, и влияние факторов политики на переменную денежной массы больше, чем факторов неполитического характера..

(iv) Также эмпирически соотношение между денежной массой и уровнем экономической активности (и, следовательно, другими целевыми переменными) стабильно и поддается расчету. Чего нельзя сказать о процентных ставках..

Недавно Бенджамин Фридман, экономист из Гарварда, предположил, что лучшей промежуточной целью было бы сочетание целевого показателя кредитной переменной и целевого показателя денежного роста. Такая система, по его словам, будет опираться на более разнообразную и, следовательно, более надежную информационную базу для сигналов, которые управляют систематической реакцией денежно-кредитной политики на возникающие события..

В рамках такой системы центральный банк выберет один денежный агрегат и общий чистый кредит, укажет темпы роста вместе для обоих и будет проводить операции на открытом рынке, направленные на достижение обеих целей. Отклонение любой цели от соответствующего целевого диапазона потребует изменения операций на открытом рынке..

Невозможность одновременного таргетирования денежной массы и процентной ставки:

Следует внимательно отметить, что целевые показатели денежной массы и процентной ставки создают проблему взаимоисключаемости. Денежно-кредитный орган может выбрать процентную ставку или целевой показатель денежной массы, но не то и другое вместе. На рисунке 5, например, орган денежно-кредитного регулирования не может выбрать одновременно процентную ставку Oi и денежную массу OM 1..

Если он выбирает процентную ставку Oi, он должен принять денежную массу OM, а если он выбирает денежную массу OM 1, он должен позволить процентной ставке упасть до Oi 1. Таким образом, очевидно, что целевые показатели денежной массы и процентной ставки не могут быть достигнуты одновременно..

Выбор подходящей цели:

На практике выбор денежно-кредитным властям целевой процентной ставки или целевой денежной массы зависит от источника нестабильности в экономике. Если источником нестабильности является товарный рынок, то есть вариации в частных и государственных расходах или вариации кривой IS, то необходимо установить и выполнять целевой показатель денежной массы..

Напротив, если источником нестабильности в экономике является денежный рынок, то есть нестабильный спрос или предложение денег или вариации кривой LM, то будет выбрана цель процентной ставки..

Эти два случая подробно обсуждаются ниже:

1. Нестабильность кривой IS:

Нестабильность кривой IS может возникать: (а) из-за дестабилизирующей фискальной политики, принятой правительством (т. Е. Изменения в государственных расходах), или (б) из-за вариаций функции потребления или инвестиционной функции (т. Е. Изменений в частных расходах). ). Учитывая условия денежного рынка (то есть, учитывая кривую LM 0 на рисунке 6), падение расходов вызовет смещение кривой IS влево от IS 0 к IS 1. .

Это снизит процентную ставку с Oi 0 до Oi 1 и уровень дохода с OY 0 до OY 1. Используя стратегию стабилизации денежной массы, денежно-кредитный орган вынужден увеличивать денежную массу, таким образом сдвигая кривую LM вправо..

Это приведет к тому, что доход вырастет выше OY 1 до целевого уровня OY 0, хотя процентная ставка будет снижена. Таким образом, если кривая LM устойчива, то нестабильная кривая IS заставляет уровень дохода колебаться между OY 1 и OY 0 при соблюдении целевого показателя денежной массы..

Это означает, что таргетирование денежной массы будет стабилизирующим или антициклическим; то есть увеличение денежной массы во время рецессии увеличит доход и снизит процентную ставку, а сокращение денежной массы во время инфляции снизит доход и повысит процентную ставку..

С другой стороны, использование стратегии установки целевой процентной ставки означает поддержание желаемой процентной ставки на определенном уровне, скажем, Oi 0. В этом случае кривая LM становится горизонтальной при i 0 (т. Е. Кривая LM 1 на Рисунке 6). Денежная масса должна быть скорректирована для поддержания уровня процентной ставки Oi 0. В этом процессе национальный доход будет колебаться от Y 2 до Y 0. Поскольку Y 2 Y 0 > Y 1 Y 0, целевой показатель денежной массы является более стабилизирующим, чем целевой показатель процентной ставки.

Это также означает, что изменения денежной массы для поддержания постоянной процентной ставки будут проциклическими, когда кривая IS нестабильна. Во время рецессии, когда кривая IS смещается с IS 0 на IS 1, процентная ставка падает с i 0 до i 1, а уровень дохода падает с Y 0 до Y 1. Денежно-кредитному органу будет предложено уменьшить денежную массу для достижения равновесного уровня, когда кривая LM пересекает кривую IS, а процентная ставка повышается до желаемого уровня Oi 0..

Однако это еще больше снизит уровень дохода с OY 1 до OY 2. Таким образом, когда кривая IS нестабильна, установка целевой процентной ставки путем изменения денежной массы будет дестабилизирующей и неуместной. Денежно-кредитному органу будет предложено уменьшить денежную массу во время рецессии, чтобы ограничить падение процентной ставки, и увеличить денежную массу во время инфляции, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне..

2. Нестабильность кривой LM:

Нестабильность кривой LM возникает в основном из-за нестабильного спроса на деньги на денежном рынке, который вызывает сдвиги кривой LM. В ситуации стабильной кривой IS и нестабильной кривой LM стратегия постоянной денежной массы заставит национальный доход колебаться между Y 0 и Y 1 на Рисунке 7..

С увеличением спроса на деньги кривая LM сместится с LM 0 на LM 1. Эффект этого сдвига заключается в уменьшении дохода с OY 0 до OY 1 и повышении процентной ставки с Oi 0 до Oi 1. Более того, стремление к постоянной денежной массе будет процикличным. Повышение процентной ставки вызывает увеличение денежной массы. В таких условиях политика постоянной денежной массы потребует от органов денежно-кредитного регулирования сокращения денежной массы..

Это вызовет дальнейшее смещение LM-вырезки от LM 1 влево, повышение процентной ставки выше Oi 1 и снижение уровня дохода ниже OY 1. Таким образом, в ситуации нестабильной кривой LM и стабильной кривой IS установка постоянной целевой денежной массы будет дестабилизирующей и неуместной..

Это потребует уменьшения денежной массы, что приведет к повышению процентной ставки и падению уровня дохода, каждый раз, когда спрос на деньги растет во время рецессии, и увеличения денежной массы, что приведет к падению процентной ставки и повышению уровня дохода каждый раз, когда спрос деньги падают во время инфляции.

Напротив, политика ориентации процентной ставки на Oi 0 означает, что кривая LM становится горизонтальной при i 0 (то есть кривая LM 2 на Рисунке 7). Это оставит неизменным уровень дохода на уровне OY 0, который соответствует точке пересечения IS 0 и LM 2. Целевая процентная ставка будет стабилизирующей и антициклической. Это побудит органы денежно-кредитного регулирования увеличивать денежную массу, когда спрос на деньги увеличивается во время рецессии, и уменьшать денежную массу, когда спрос на деньги падает во время инфляции..

Таким образом, общий вывод состоит в том, что вопрос о том, какая цель лучше, является эмпирическим вопросом. Если IS более стабильна, чем LM, целесообразно установить целевую процентную ставку. Если, с другой стороны, LM более стабильна, чем IS, целесообразно установить целевой денежный агрегат..

Денежно-кредитное таргетирование в Индии:

В последнее время необходимость достижения денежно-кредитной цели широко признается и серьезно обсуждается в Индии. В 1982 году Резервный банк Индии назначил комитет во главе с профессором Сухмой Чакраварти в качестве его председателя с целью обзора работы денежной системы в стране..

В своем отчете, представленном в 1985 году, Комитет, среди прочего, подчеркнул желательность разработки целевых показателей денежно-кредитной политики на агрегированном уровне для обеспечения приемлемой и упорядоченной модели роста денежной массы..

Комитет подчеркнул необходимость достижения стабильности цен как общей цели денежно-кредитной политики, согласующейся с другими социально-экономическими целями, закрепленными в Пятилетних планах. Для достижения этой цели денежная масса (M 3) должна регулироваться в рамках денежно-кредитного таргетирования с точки зрения диапазона, с обратной связью и необходимой поддержкой со стороны соответствующей политики процентных ставок..

Диапазон целевой денежной массы следует определять на основе трех соображений:

а) ожидаемый рост реального объема производства;

b) наблюдаемая эластичность спроса на деньги по доходу; и.

(c) Допустимый рост цен.

Например, если ожидаемые темпы роста реального выпуска составляют 5%, эластичность спроса на заемные деньги по доходу составляет 2%, а допустимый рост цен составляет 4%, цель денежно-кредитной экспансии может быть установлена ​​на уровне 14% (т. Е. 5 x 2 + 4 = 14) за год.

Эта процедура является импровизированной версией правила Фридмана для монетарного таргетинга. Он основан на двух неявных предположениях: (а) существует тесная связь между деньгами и ценами; и (б) рациональные ожидания эффективно действуют в стране..

Комитет посчитал, что установленные на год целевые показатели, возможно, потребуется пересмотреть в сторону увеличения или уменьшения в течение года, чтобы учесть влияние изменений в реальном секторе экономики. Таким образом, Комитет рекомендовал установить общие денежно-кредитные цели с учетом новых тенденций в области производства и цен..

Правительство Индии приняло рекомендации. Он также проводил учения на экспериментальной основе по оперативно значимым целям и отслеживал их. При разработке этого упражнения возникло несколько технических проблем. Эти проблемы связаны с: (а) выбором переменных-кандидатов, (б) волатильностью этих переменных и (в) их сезонными колебаниями..

Для значимой цели переменная должна удовлетворять следующим критериям: (а) она должна быть способна контролировать совокупные финансовые и денежно-кредитные результаты; b) он должен обеспечивать возможность прогнозирования результатов на весь год на основе текущей информации..

На основе этих критериев были выбраны три денежные переменные для сигналов раннего предупреждения о росте общей ликвидности в экономике. Это: (а) Совокупные денежные ресурсы (M 3); (b) Чистый кредит резервного банка центральному правительству (NRCCG); и (c) Чистый банковский кредит центральному правительству (NBCG).

(i) NRCCG является ключевым компонентом запаса резервных денег. Несмотря на нестабильность, исследование показало, что изменения в NRCCG, возможно, были единственным наиболее важным объяснением ежегодных изменений денежной массы в экономике..

(ii) NBCG имеет право полного обращения к банковским займам со стороны государства. Будучи менее волатильным, чем NRCCG, он также обеспечивает лучший индикатор тенденций в течение года..

(iii) M 3 является подходящим индикатором степени общей ликвидности экономики, поскольку он оказывает существенное влияние на уровень инфляции в экономике..

Даже если проблемы, связанные с выбором наилучшей цели денежной массы, будут решены, эффективность и действенность денежно-кредитного таргетирования будет основываться на теориях монетаризма и рациональных ожиданий, которые еще предстоит доказать. Увеличение денежной массы по целевой ставке не означает, что инфляция в стране автоматически контролируется. Также нереально предполагать действие рациональных ожиданий..

Похожие статьи