Цели денежнокредитной политики Цели и роли

Денежно-кредитная политика: цели, задачи и роли.

В этой статье мы обсудим: — 1. Цели / задачи денежно-кредитной политики 2. Выбор целей денежно-кредитной политики 3. Цели 4. Индикаторы 5. Инструменты 6. Типы 7. Роль в развивающейся экономике 8. Ограничения в НРС.

Содержание:

Цели / цели денежно-кредитной политики Компромисс между целями денежно-кредитной политики Цели денежно-кредитной политики Показатели денежно-кредитной политики Инструменты денежно-кредитной политики Типы денежно-кредитной политики Роль денежно-кредитной политики в развивающейся экономике Ограничения денежно-кредитной политики в НРС.

1. Цели / задачи денежно-кредитной политики:

Ниже перечислены основные цели денежно-кредитной политики:

Целями денежно-кредитной политики являются:

(1) Полная занятость;

(2) ценовая стабильность, которая также включает контроль экономических колебаний (хотя некоторые авторы упоминают о последних отдельно);

(3) экономический рост; и.

(4) Поддержание равновесия платежного баланса.

1. Полная занятость:

Полная занятость считается одной из важнейших целей денежно-кредитной политики. Это важная цель не только потому, что безработица приводит к потере потенциальной продукции, но и из-за потери социального статуса и самоуважения. Более того, это порождает бедность.

Согласно Кейнсу, полная занятость означает отсутствие вынужденной безработицы. Другими словами, полная занятость — это ситуация, при которой каждый, кто хочет работать, получает работу. Полная занятость, определенная таким образом, соответствует фрикционной и добровольной безработице. Для достижения полной занятости Кейнс выступал за увеличение платежеспособного спроса, что приведет к снижению реальной заработной платы..

Таким образом, проблема полной занятости заключается в поддержании адекватного платежеспособного спроса. Кейнс дал альтернативное определение полной занятости в другом месте своей Общей теории следующим образом: «Это ситуация, в которой совокупная занятость неэластична в ответ на рост, при которой совокупная занятость неэластична в ответ на увеличение платежеспособного спроса на нее. выход."

Это означает, что тест на полную занятость — это когда дальнейшее увеличение платежеспособного спроса не сопровождается увеличением производства. Поскольку предложение продукции становится неэластичным на уровне полной занятости, любое дальнейшее увеличение платежеспособного спроса приведет к инфляции в экономике..

Кейнсианская концепция полной занятости включает три условия:

i) снижение реальной заработной платы;

(ii) Увеличение платежеспособного спроса; и.

(iii) Неэластичное предложение продукции на уровне полной занятости.

По словам профессора В. В. Харта, попытка дать определение полной занятости повышает кровяное давление у многих людей. Это правильно, потому что вряд ли найдется экономист, который не определил бы это по-своему. Лорд Беверидж в своей книге «Полная занятость в свободном обществе» определил это как ситуацию, когда свободных рабочих мест больше, чем безработных, так что нормальный промежуток между потерей одной работы и поиском другой будет очень коротким. Под полной занятостью он не подразумевает нулевую безработицу, что означает, что полная занятость не всегда бывает полной..

В экономике всегда существует определенная фрикционная безработица, даже при полной занятости. Он оценил фрикционную безработицу в 3% при полной занятости в Англии. Но его просьбы об увеличении количества вакантных рабочих мест, чем безработных, не могут быть приняты как уровень полной занятости..

Согласно Комитету Американской экономической ассоциации, «Полная занятость — это ситуация, когда все квалифицированные специалисты, которые хотят работать с нынешней ставкой заработной платы, находят работу на полную ставку». Это не означает, что безработица равна нулю. Здесь снова, как и Беверидж, Комитет посчитал, что полная занятость соответствует некоторому уровню безработицы..

Однако отдельные экономисты могут по-прежнему расходиться во мнениях относительно определения полной занятости, но большинство отклонило точку зрения, выраженную экспертами ООН по национальным и международным мерам обеспечения полной занятости, что «полная занятость может рассматриваться как ситуация, в которой занятость не может быть увеличена за счет увеличения платежеспособного спроса, а безработица не превышает минимальных допустимых значений, которые должны быть сделаны для воздействия фрикционных и сезонных факторов ». Это определение соответствует взглядам кейнсианцев и бевериджцев на полную занятость. В настоящее время согласовано, что полная занятость составляет от 96 до 97 процентов занятости, при этом в экономике существует от 3 до 4 процентов безработицы из-за факторов трения. Полная занятость в экономике может быть достигнута путем проведения экспансионистской денежно-кредитной политики..

2. Стабильность цен:

Одна из основных целей денежно-кредитной политики — стабилизация уровня цен. И экономисты, и непрофессионалы поддерживают эту политику, потому что колебания цен вносят неопределенность и нестабильность в экономику. Рост и падение цен — это плохо, потому что они приносят ненужные убытки для одних и неоправданные преимущества для других..

Опять же, они связаны с бизнес-циклами. Таким образом, политика ценовой стабильности поддерживает стабильность стоимости денег, устраняет циклические колебания, обеспечивает экономическую стабильность, помогает уменьшить неравенство доходов и благосостояния, обеспечивает социальную справедливость и способствует экономическому благосостоянию..

Однако есть определенные трудности в проведении политики стабильного уровня цен. Первая проблема связана с типом стабилизируемого уровня цен. Следует ли стабилизировать относительный или общий уровень цен на товары народного потребления или промышленные товары оптом или в розницу? Нет конкретных критериев при выборе уровня цен..

Халм предлагает: «Компромиссным решением было бы попытаться стабилизировать уровень цен, который включал бы цены на потребительские товары, а также заработную плату». Но это потребует увеличения количества денег, но не настолько, насколько это подразумевается при стабилизации цен на потребительские товары. Во-вторых, инновации могут снизить стоимость производства, но политика стабильных цен может принести производителям большую прибыль за счет потребителей и наемных работников..

Опять же, в открытой экономике, которая импортирует сырье и другие промежуточные продукты по высоким ценам, стоимость производства отечественных товаров будет расти. Но политика стабильных цен снизит прибыль и замедлит дальнейшие инвестиции. В этих условиях политика стабильных цен не только несправедлива, но и противоречит экономическому прогрессу..

Несмотря на эти недостатки, большинство экономистов предпочитают политику стабильных цен. Но проблема заключается в определении стабильности цен. Стабильность цен не означает, что цены остаются неизменными бесконечно. «Сравнительные цены будут меняться по мере того, как меняющиеся вкусы изменяют структуру спроса, по мере разработки новых продуктов и внедрения технологий снижения затрат. Дифференциальные изменения цен необходимы для распределения ресурсов в рыночной экономике..

Поскольку современные экономики, как правило, демонстрируют довольно жесткую негибкость цен в сторону понижения, дифференцированные изменения цен могут быть достигнуты только путем постепенного повышения совокупного уровня цен в долгосрочной перспективе. Кроме того, цены, возможно, придется изменить, если стоимость импортируемых товаров возрастет или если налоговая политика приведет к увеличению внутренних затрат на производство..

Как указали Дасгупта и Хаггер, стабильность цен означает «стабильность некоторого соответствующего индекса цен в том смысле, что мы не можем обнаружить определенного восходящего тренда в индексе после надлежащего учета восходящего смещения, присущего всем индексам цен». Стабильность цен можно поддерживать, следуя антициклической денежно-кредитной политике, то есть простой денежно-кредитной политике во время рецессии и жесткой денежно-кредитной политике во время бума..

3. Экономический рост:

Одной из наиболее важных целей денежно-кредитной политики в последние годы был быстрый экономический рост экономики. Экономический рост определяется как «процесс, при котором реальный доход на душу населения в стране увеличивается в течение длительного периода времени». Экономический рост измеряется увеличением количества товаров и услуг, производимых в стране. Растущая экономика производит больше товаров и услуг в каждый последующий период времени..

Таким образом, рост происходит, когда увеличивается производственный потенциал экономики, который, в свою очередь, используется для производства большего количества товаров и услуг. В более широком смысле экономический рост подразумевает повышение уровня жизни людей и сокращение неравенства в распределении доходов. Все согласны с тем, что экономический рост — желанная цель для страны. Но нет согласия по поводу «магического числа», а именно, ежегодных темпов роста, которых должна достичь экономика..

Обычно экономисты верят в возможность непрерывного роста. Это убеждение основано на предположении, что инновации имеют тенденцию со временем увеличивать производственные технологии как капитала, так и рабочей силы. Но существует большая вероятность того, что экономика может не расти, несмотря на технологические инновации..

Производство может не увеличиваться из-за отсутствия спроса, что может замедлить рост производственного потенциала экономики. Экономика не может расти дальше, если не будет улучшения качества труда в соответствии с новыми технологиями..

Однако политики не принимают во внимание стоимость роста. Рост не безграничен, потому что ресурсы ограничены в каждой экономике. Все факторы имеют альтернативные издержки. Производство большего количества одного конкретного продукта будет означать сокращение производства другого..

Новые технологии приводят к замене устаревших машин. Рабочие также перемещаются, потому что они не могут быть немедленно приспособлены к новой технологической установке. Более того, быстрый рост приводит к урбанизации и индустриализации, что отрицательно сказывается на образе жизни и окружающей среде. Людям приходится жить в нищете и трущобах.

Окружающая среда загрязняется. Возникает социальная напряженность. «Но рост оказывает другое, более существенное влияние на нашу окружающую среду, и сегодня люди не уверены в том, что неограниченный рост стоит всех затрат, поскольку цена с точки зрения изменения, ухудшения или даже разрушения окружающей среды не соответствует действительности. пока что полностью известно. Однако кажется очевидным, что рост не будет остановлен из-за экологических проблем и что человечество должно научиться справляться с проблемой или преодолевать последствия ».

Основная проблема в том, в какой степени монетарная политика может привести к росту экономики? По этому поводу сложно сказать что-либо определенное. Органы денежно-кредитного регулирования могут влиять на рост, контролируя реальную процентную ставку через ее влияние на уровень инвестиций..

Путем проведения простой кредитной политики и снижения процентных ставок можно повысить уровень инвестиций, что будет способствовать экономическому росту. Денежно-кредитная политика также может способствовать росту, помогая поддерживать стабильность доходов и цен..

Сдерживая экономические колебания и избегая глубоких депрессий, денежно-кредитная политика помогает в достижении цели роста. Поскольку быстрые и переменные темпы инфляции препятствуют инвестициям и отрицательно влияют на рост, денежно-кредитная политика помогает контролировать гиперинфляцию. Точно так же разумная денежно-кредитная политика, поощряющая инвестиции, может способствовать росту..

Например, жесткая денежно-кредитная политика больше влияет на малые фирмы, чем на крупные, а более высокие процентные ставки больше влияют на мелкие инвестиции, чем на крупные промышленные инвестиции. Таким образом, денежно-кредитная политика должна быть такой, чтобы поощрять инвестиции и в то же время контролировать гиперинфляцию, чтобы способствовать росту и контролировать экономические колебания..

4. Платежный баланс:

Еще одной целью денежно-кредитной политики с 1950-х годов было поддержание равновесия платежного баланса. Достижение этой цели было обусловлено феноменальным ростом мировой торговли по сравнению с ростом международной ликвидности. Также признается, что дефицит платежного баланса будет тормозить достижение других целей..

Это связано с тем, что дефицит платежного баланса приводит к значительному оттоку золота. Но «неясно, что представляет собой удовлетворительное состояние платежного баланса. Очевидно, что страна с чистым долгом должна иметь профицит, чтобы погасить долг в течение достаточно короткого периода времени..

После погашения любого долга и создания адекватного резерва нулевое сальдо, поддерживаемое с течением времени, будет соответствовать цели политики. Но как достичь этого удовлетворительного баланса на торговом счете или на счете операций с капиталом?… Счет операций с капиталом следует рассматривать как выполняющий лишь краткосрочную чрезвычайную роль во время кризисов ».

Опять же, еще одна проблема связана с вопросом: каков целевой платежный баланс страны? Здесь импорт равен экспорту. Но на практике страна, чьи текущие валютные резервы недостаточны, будет иметь умеренное профицит экспорта в качестве целевого показателя платежного баланса. Но когда его запасы станут удовлетворительными, он будет стремиться к равенству импорта и экспорта. Это связано с тем, что профицит экспорта означает, что страна накапливает иностранную валюту и производит больше, чем потребляет: это приведет к низкому уровню жизни людей..

Но это не может длиться долго, потому что какая-то другая страна должна иметь профицит импорта, и, чтобы избежать этого, она наложила бы торговые ограничения на страну с положительным сальдо экспорта. Таким образом, достижение равновесия платежного баланса становится императивной целью денежно-кредитной политики в стране..

Как добиться этого с помощью денежно-кредитной политики? Дефицит платежного баланса определяется как превышение денежной массы за счет создания внутреннего кредита над дополнительным спросом на деньги, основанным на повышении спроса на остатки наличности..

Таким образом, дефицит платежного баланса отражает чрезмерную денежную массу в экономике. В результате люди обменивают свои излишки денег на иностранные товары и ценные бумаги. При системе фиксированных обменных курсов центральный банк должен будет продавать валютные резервы и покупать национальную валюту для устранения избыточного предложения национальной валюты. Так будет восстановлено равновесие в платежном балансе..

С другой стороны, если денежная масса ниже существующего спроса на деньги при данном обменном курсе, в платежном балансе будет профицит. Следовательно, люди приобретают национальную валюту, продавая товары и ценные бумаги иностранцам..

Они также будут стремиться получить дополнительные денежные остатки, ограничивая свои расходы относительно своего дохода. Центральный банк, со своей стороны, будет покупать избыточную иностранную валюту в обмен на национальную, чтобы ликвидировать нехватку национальной валюты..

2. Компромисс в целях денежно-кредитной политики:

Обсуждаемые выше четыре цели денежно-кредитной политики не дополняют друг друга. Скорее они конфликтуют друг с другом. Если правительство пытается достичь одной цели, другая цель уходит. Он должен пожертвовать одним, чтобы достичь другого. Следовательно, невозможно достичь всех этих целей одновременно. Ниже мы обсуждаем конфликты или компромиссы между различными целями..

1. Полная занятость и экономический рост:

Большинство экономистов придерживаются мнения, что нет никакого внутреннего конфликта между полной занятостью и экономическим ростом. Полная занятость соответствует 4-процентной безработице в экономике. Таким образом, взаимосвязь между полной занятостью и экономическим ростом сводится к компромиссу между безработицей и экономическим ростом. Периоды высокого роста связаны с низким уровнем безработицы, а периоды низкого роста — с ростом безработицы..

В 1961 году Ауртер Окун установил связь между реальным ВНП и изменениями уровня безработицы. Эти отношения получили название закона Окуня. Этот закон гласит, что на каждые три процентных пункта роста реального ВНП уровень безработицы снижается на один процентный пункт каждый год..

Это показано на рис. 1, где кривая U представляет безработицу, а кривая G — реальный рост экономики за несколько лет. Начнем с того, что экономика растет на 3 процента при уровне безработицы 4 процента. В течение 1970 года, когда реальный ВНП увеличивается на 4,5 процента (с 3 до 7,5 процента), уровень безработицы падает на 1,5 процента (с 4 до 2,5 процента). В следующем 1971 году темпы роста экономики упадут до нуля, а уровень безработицы повысится до 5 процентов. В следующем 1972 году реальные темпы роста увеличиваются до 3 процентов, а уровень безработицы снижается до 4 процентов..

Однако некоторые экономисты утверждают, что уровень безработицы увеличивается с увеличением темпов роста. Экономический рост приводит к перераспределению ресурсов в экономике, в результате чего изменяется тип и количество требуемой рабочей силы. Спрос на рабочую силу смещается из одного сектора экономики в другой. Поскольку рабочих обучают для выполнения определенных работ, они вытесняются, когда падает спрос на продукцию определенной отрасли..

Это создает безработицу. Это особенно верно, когда рост является результатом технологических инноваций, которые сокращают трудозатраты и требуют более квалифицированных и квалифицированных рабочих. Таким образом, больше всего страдают неквалифицированные рабочие, потому что их выгоняют с работы из-за автоматизации. Однако занятость может увеличиваться с ростом, если спрос увеличивается на 3 процента в год, а производительность увеличивается на 4 процента в год, объем производства увеличится, но занятость снизится. В сложившихся обстоятельствах правительство должно принять такую ​​денежно-кредитную политику, которая должна увеличить общий спрос в экономике..

2. Экономический рост и стабильность цен:

Существует конфликт между целями экономического роста и стабильности цен. Рост цен заложен в процессе роста. Спрос на товары и услуги растет в результате увеличения масштабов инвестиций и, как следствие, увеличения доходов. Это приводит к инфляционному росту цен, особенно при достижении уровня полной занятости..

В долгосрочной перспективе, когда появляются новые ресурсы и рост приводит к производству большего количества товаров, инфляционный рост цен будет остановлен. Но рост цен будет по мере роста экономики и будет умеренным и постепенным..

3. Полная занятость и стабильность цен:

Одной из целей денежно-кредитной политики 1950-х годов было обеспечение полной занятости при стабильности цен. Но исследования Филипса, Самуэльсона, Солоу и других в 1960-х годах выявили конфликт между двумя целями. Эти результаты объясняются кривой Philips..

Они предполагают, что полная занятость может быть достигнута за счет более высокой инфляции, а стабильность цен может быть достигнута за счет безработицы в размере от 5 до 6 процентов. Экономисты не находят конфликта между безработицей и стабильностью цен. Они считают, что пока есть незанятые ресурсы, ценовая стабильность будет. Цены начинают расти только при полной занятости ресурсов..

Это проиллюстрировано на рис. 2, где процент неиспользованных (или безработных) ресурсов отложен по горизонтальной оси, а процентное изменение уровня цен отложено по вертикальной оси. Таким образом, каждая точка указывает процент безработных ресурсов вместе с уровнем цен. Согласно этой теории, пока ресурсы (U 1, U 2 и (J 3) не заняты, уровень цен остается постоянным на уровне P o. И только когда экономика достигает уровня полной занятости F, цены повышаются с P o до P От 1 до P 2 до P 3 с последовательным увеличением спроса.

Таким образом, нет конфликта между безработицей и стабильными ценами, как показано заштрихованной областью рисунка. Однако политические последствия таких отношений заключаются в том, что не может быть конфликта между полной занятостью и ценовой стабильностью, пока экономика находится в затененной области..

Это связано с тем, что при полной занятости ресурсов не бывает избыточного предложения, и если правительство контролирует избыточный спрос с помощью соответствующей денежно-кредитной политики, уровень цен будет стабильным. Но если экономика окажется в точке P, которую можно принять за точку кривой Филлипса, возникнет конфликт между целями полной занятости и ценовой стабильности..

4. Полная занятость и платежный баланс:

Существует серьезный политический конфликт между полной занятостью и платежным балансом. Полная занятость всегда связана с дефицитом платежного баланса. Фактически проблема заключается в поддержании либо внутреннего, либо внешнего баланса. В случае дефицита платежного баланса политика сокращения расходов приведет к сокращению импорта, но приведет к увеличению безработицы в стране..

Если правительство увеличит совокупные расходы для увеличения занятости, оно увеличит спрос на импорт, тем самым создав неравновесие в платежном балансе. Только тогда, когда правительство принимает политику переключения расходов, такую ​​как девальвация, этого конфликта можно избежать, но это слишком временно..

5. Стабильность цен и платежный баланс:

Похоже, что нет конфликта между целями стабильности цен и платежного баланса в стране. Денежно-кредитная политика направлена ​​на сдерживание инфляции, чтобы препятствовать импорту и стимулировать экспорт, и, таким образом, помогает в достижении равновесия платежного баланса..

Однако, если правительство пытается устранить безработицу и допускает некоторую инфляцию в экономике, возникает конфликт между этими двумя целями. Поскольку повышение уровня цен будет препятствовать экспорту и стимулировать импорт, что приведет к нарушению равновесия в платежном балансе. Но этого может не произойти, если цены будут расти такими же темпами и в других странах мира..

3. Цели денежно-кредитной политики:

Выбор цели денежно-кредитной политики определяется механизмом, посредством которого деньги влияют на рост, занятость и цены. Поскольку ни один из инструментов политики органов денежно-кредитного регулирования не работает напрямую с этими переменными политики, лица, определяющие политику, полагаются на промежуточные цели, которые, по их мнению, они могут достаточно хорошо контролировать с помощью имеющихся в их распоряжении инструментов и которые тесно связаны через механизм передачи с конечными целями. производство, занятость и уровень цен. Для денежно-кредитной политики существует три целевых переменных. Это денежная масса, доступность кредита и процентные ставки..

1. Денежная масса:

Что касается денежной массы, центральный банк не может напрямую контролировать выпуск и цены. Таким образом, он выбирает темпы роста предложения денег в качестве промежуточной цели. Фактически, он выбирает «операционную цель», которую считает тесно связанной со своей «промежуточной целью»..

Фридман предлагает позволить денежной массе стабильно расти со скоростью от 3 до 4 процентов в год для плавного роста экономики и предотвращения инфляционных и рецессионных тенденций..

2. Доступность кредита и процентных ставок:

Доступность кредита и процентные ставки — две другие целевые переменные денежно-кредитной политики. Экономисты называют их «условиями денежного рынка», которые относятся к краткосрочным процентным ставкам и «свободным резервам» банковской системы (то есть избыточным резервам минус заемные резервы). Денежно-кредитный орган может влиять на краткосрочные процентные ставки..

Это может изменить условия кредитования и повлиять на экономическую деятельность путем нормирования кредита или другими способами. Органы денежно-кредитного регулирования влияют на экономическую активность, следуя легкой или экспансионистской денежно-кредитной политике посредством низких и / или падающих краткосрочных процентных ставок и жесткой или сдерживающей денежно-кредитной политики посредством высоких и / или повышающихся краткосрочных процентных ставок..

Его ограничения:

Использование процентных ставок и доступности кредита в качестве целевых переменных сопряжено с рядом трудностей:

1. Несомненно, процентные ставки и предложение кредита влияют на расходы, но нельзя с определенностью предсказать размер и время воздействия любого изменения в них..

2. Что касается процентных ставок, то важна реальная процентная ставка, а не номинальная процентная ставка..

Можно контролировать и наблюдать за движениями номинальной процентной ставки, а не реальной процентной ставки, потому что трудно измерить ожидаемый уровень инфляции цен. Когда органы денежно-кредитного регулирования повышают номинальную процентную ставку, реальная процентная ставка также повышается при прочих равных условиях. Но это происходит не всегда, потому что при повышении процентных ставок по деньгам растут ожидания инфляции цен. В таких обстоятельствах повышение номинальной процентной ставки может быть связано с падением ожидаемой реальной ставки. Таким образом, номинальная процентная ставка не является хорошей целью денежно-кредитной политики..

3. Использование доступности кредита в качестве денежно-кредитной цели не способствует денежно-кредитной политике. Предположим, что есть сокращение доступности кредита, это может быть компенсировано потоками кредита через НБФО. Более того, сложно спрогнозировать размер снижения / увеличения доступности кредита..

3. Промежуточные цели:

Денежная масса и процентная ставка являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Фактически, это конкурирующие цели. Центральный банк может либо стремиться к определенной скорости увеличения денежной массы, либо к определенному уровню процентной ставки. Он не может принимать обе цели одновременно.

Целевой показатель денежной массы означает потерю контроля над процентной ставкой, а целевой показатель процентной ставки означает потерю контроля над денежной массой. Предположим на рис.3, что целевая денежная масса, установленная центральным банком, равна MS, а функция спроса на деньги — M D .

Они пересекаются в точке E и определяют процентную ставку R. С увеличением спроса на деньги кривая MD смещается вверх к MD, которая пересекает кривую MS в точке E 1 и определяет более высокую процентную ставку R 1. падение спроса на деньги смещает кривую вниз до M D2, чтобы снизить процентную ставку до R 2. Таким образом, при фиксированной центральным банком денежной массе процентная ставка изменяется с колебаниями спроса на деньги между R 1 и R 2. R 2 .

Теперь предположим на рис. 4, что R — целевая процентная ставка, тогда как MS и M D — исходные кривые денежной массы и спроса на деньги. Если спрос на деньги переместится вверх с MD на M D1, центральному банку придется увеличить денежную массу с MS до M 1 S 1, чтобы соответствовать спросу на деньги для поддержания целевой процентной ставки R. денежной массы до M 2 S 2, в случае падения спроса на деньги M D2, так что процентная ставка стабилизируется на уровне R. Следовательно, для поддержания целевой процентной ставки центральный банк должен отказаться от контроля над денежной массой.

Из двух целей, связанных с денежной массой и процентной ставкой, монетаристы предпочитают монетарную цель по разным причинам. Во-первых, денежную массу можно измерить, а процентные ставки различны. Следовательно, трудно привести номинальные процентные ставки в соответствие с реальными процентными ставками. Во-вторых, связь денежной массы с номинальным ВНП более прямая и предсказуемая, чем связь процента с номинальным ВНП..

4. Рыночная доходность капитала:

Тобин предлагает рыночную доходность капитала в качестве целевой переменной денежно-кредитной политики. По его словам, денежно-кредитный орган должен попытаться приравнять эту доходность к реальной доходности, ожидаемой от инвестиций в физический капитал. Когда реальная норма прибыли на собственный капитал повышается, стоимость существующего основного оборудования падает, что препятствует покупке нового основного оборудования. Напротив, инвестиции поощряются, когда стоимость производства нового капитала меньше его рыночной стоимости..

Таким образом, оценка инвестиционных товаров относительно их стоимости является надлежащей целью денежно-кредитной политики. Эта цель превосходит другие цели, потому что рыночную стоимость собственного капитала можно легко определить, а индекс рыночной стоимости можно сравнить с индексом цен на инвестиционные товары..

Несмотря на это, сложно сравнивать стоимость существующих активов со стоимостью вновь созданных активов. Более того, невозможно увязать инвестиции с изменениями цен на фондовом рынке. Поэтому не рекомендуется принимать рыночную доходность на акции в качестве единственной цели денежно-кредитной политики..

Заключение:

Из различных целей денежно-кредитной политики органам денежно-кредитного регулирования не рекомендуется полагаться на какую-либо одну цель. Он должен выбирать цели в соответствии с преобладающими экономическими и финансовыми условиями. Процентная ставка больше подходит в краткосрочной перспективе. Но в конечном итоге денежно-кредитный орган должен полагаться на доступность кредита и денежную массу. Целевой показатель рыночной доходности капитала неприемлем для экономистов..

4. Индикаторы денежно-кредитной политики:

Денежная масса, банковский кредит и процентная ставка, которые служат целевыми показателями, также используются в качестве индикаторов денежно-кредитной политики..

1. Денежная масса:

Если центральный банк несет полную ответственность за изменения денежной массы, это хороший индикатор денежно-кредитной политики. Но если денежная масса меняется независимо от политики центрального банка, это вряд ли показатель. По мнению монетаристов, именно операции на открытом рынке и изменение резервных требований являются основной причиной движения денежной массы..

Именно денежная масса является наиболее важным фактором, определяющим как уровень выпуска, так и уровень цен в краткосрочном периоде, а также уровень цен и номинальный совокупный спрос в долгосрочном периоде. Изменения денежной массы влияют на совокупный спрос через воздействие на широкий круг активов. Кейнсианцы используют узкий механизм передачи между денежной массой и изменениями в совокупном спросе..

Когда денежная масса увеличивается, она будет потрачена на облигации, что приведет к снижению процентных ставок и, в конечном итоге, к увеличению инвестиций. Но, по мнению монетаристов, увеличение денежной массы приведет к расходам на гораздо более широкий круг активов, чем только на облигации. Избыточные остатки денежной массы будут использоваться для доставки не только финансовых активов, но и реальных активов. Даже если спрос на финансовые активы увеличится, процентные ставки упадут, но только временно..

Если ВНП возрастет, процентные ставки также вырастут, потому что существует большая потребность в ежедневных операциях с наличными деньгами для обеспечения расширяющейся деловой активности. Поэтому фирмы будут брать займы, чтобы привлечь больше денежных средств, и процентные ставки будут расти. Процентные ставки также будут расти, когда экспансионистская денежно-кредитная политика порождает инфляционные ожидания..

Таким образом, процентные ставки могут быть как ниже, так и выше после проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, в зависимости от скорости и силы изменения ВНП и ожиданий в отношении цен. Точно так же процентные ставки могут быть выше или ниже после начала сдерживающей денежно-кредитной политики, в зависимости от тех же факторов..

2. Банковский кредит и процентная ставка:

Что касается процентной ставки как индикатора денежно-кредитной политики, существуют огромные различия во взглядах кейнсианцев и монетаристов. Монетаристы понижают процентную ставку как индикатор денежно-кредитной политики, потому что она не находится под твердым контролем центрального банка..

Такого же мнения придерживаются кейнсианцы. Но различия возникают в механизмах трансмиссии. Согласно кейнсианцам, увеличение денежной массы снижает процентную ставку при условии, что спрос на деньги не становится идеально эластичным (случай ловушки ликвидности). Во-вторых, снижение процентной ставки увеличивает инвестиции при условии, что оно не является неэластичным по отношению к процентной ставке. Процентные ставки будут оставаться на низком уровне до тех пор, пока денежная масса продолжает расти..

С этой точкой зрения монетаристы не согласны. Для них увеличение денежной массы влияет на процентную ставку следующим образом. Предположим, что денежная масса увеличивается за счет покупок ценных бумаг на открытом рынке центральным банком. Это снизит процентную ставку за счет увеличения резервов коммерческих банков, которые будут расширять свои ссуды..

Это эффект ликвидности, который вызывает краткосрочное снижение процентной ставки. Низкая процентная ставка будет стимулировать инвестиции в создание нового капитала, товарно-материальные запасы, строительную деятельность и т. Д. В результате цены на инвестиционные товары вырастут, а спрос на финансовые и реальные активы возрастет, и цены на них будут расти..

Рост производства и спроса на деньги повысит процентную ставку. Это выходной эффект. Наконец, существует эффект ожидания цены, поскольку кредиторы ожидают роста цен и покупают ценные бумаги с процентным доходом и другие товары. Таким образом, после первоначального падения процентная ставка снова вырастет и установится на новом уровне..

Новая ставка будет зависеть от уровня инфляции, вызванного увеличением денежной массы. Таким образом, процентная ставка как индикатор денежно-кредитной политики показывает, что, когда увеличение денежной массы приводит к увеличению процентной ставки, это будет похоже на расширяющую политику легких денег. Поэтому Фридман утверждает, что денежно-кредитные органы должны сосредоточиться на контроле денежной массы, а не на манипулировании процентной ставкой..

Заключение:

Экономисты не согласны с использованием денежной массы, банковского кредита и процентной ставки в качестве индикаторов денежно-кредитной политики. Бруннер и Метцлер считают, что и денежная масса, и процентная ставка будут иметь идентичное влияние на экономику. Именно изменения реальной процентной ставки влияют на экономическую активность. Но на самом деле измеряются только изменения номинальной процентной ставки..

Измерение реальной процентной ставки зависит от ожидаемых изменений цен. Это сложный процесс как концептуально, так и эмпирически, подверженный ошибкам. Таким образом, оценка денежно-кредитной политики во время инфляции или дефляции, глядя на номинальную процентную ставку, вводит в заблуждение. Но эта проблема не возникает в случае денежной массы, потому что номинальная стоимость денег влияет на номинальную стоимость экономической деятельности. Следовательно, процентная ставка не является надежным и предсказуемым индикатором денежно-кредитной политики, тогда как денежная масса не является надежным индикатором денежно-кредитной политики..

Для выбора подходящего индикатора денежно-кредитной политики необходимо решить определенные проблемы. Первый вопрос касается природы денежной массы и контроля над ней. Фридман включает в денежную массу М 2, то есть валюту, и срочные вклады до востребования. Но проблема в том, в какой степени денежная масса будет предсказуемо реагировать на изменения. Второй вопрос касается степени влияния денежной массы на экономическую активность. В-третьих, существует важная проблема «экзогенности предлагаемого показателя по отношению к экономическим переменным, на которые политики пытаются влиять»..

5. Инструменты денежно-кредитной политики:

Инструменты денежно-кредитной политики бывают двух типов: во-первых, количественные, общие или косвенные; и, во-вторых, качественный, выборочный или прямой. Влияние на уровень совокупного спроса через предложение денег, стоимость денег и доступность кредита..

Из двух типов инструментов первая категория включает колебания процентных ставок банков, операции на открытом рынке и изменение резервных требований. Они предназначены для регулирования общего уровня кредита в экономике через коммерческие банки. Выборочный кредитный контроль направлен на контроль определенных типов кредитов. Они включают изменение маржинальных требований и регулирование потребительского кредитования. Мы обсуждаем их как под.

1. Политика процентных ставок банка:

Банковская ставка — это минимальная кредитная ставка центрального банка, по которой он повторно учитывает векселя первого класса и государственные ценные бумаги, находящиеся в собственности коммерческих банков. Когда центральный банк обнаруживает, что в экономике начало проявляться инфляционное давление, он повышает ставку банка..

Заимствования в центральном банке становятся дорогостоящими, и коммерческие банки занимают у него меньше. Коммерческие банки, в свою очередь, повышают свои кредитные ставки для бизнес-сообщества, а заемщики меньше занимают у коммерческих банков..

Кредитование сокращается, и цены сдерживаются от дальнейшего роста. Напротив, когда цены падают, центральный банк снижает банковскую ставку. Займы в центральном банке для коммерческих банков обходятся дешево. Последние также снижают свои кредитные ставки. Предпринимателям рекомендуется брать больше займов. Инвестиции приветствуются. Объем производства, занятость, доход и спрос начинают расти, и снижение цен сдерживается..

2. Операции на открытом рынке:

Операции на открытом рынке относятся к продаже и покупке ценных бумаг на денежном рынке центральным банком. Когда цены растут и возникает необходимость их контролировать, центральный банк продает ценные бумаги. Резервы коммерческих банков сокращаются, и они не могут больше кредитовать бизнес-сообщество..

Дальнейшие инвестиции не приветствуются, а рост цен сдерживается. И наоборот, когда в экономике начинаются рецессионные силы, центральный банк покупает ценные бумаги. Увеличиваются резервы коммерческих банков. Они ссужают больше. Инвестиции, объем производства, занятость, рост доходов и спроса, а также падение цен проверяются..

3. Изменения в нормах резервов:

Это оружие было предложено Кейнсом в его «Трактате о деньгах», и США первыми приняли его в качестве денежного средства. По закону каждый банк должен хранить определенный процент своих депозитов в виде резервного фонда в своих хранилищах, а также определенный процент в центральном банке. Когда цены растут, центральный банк увеличивает норму резервирования. Банки должны хранить больше в центральном банке. Их резервы уменьшаются, и они ссужают меньше.

Негативно сказываются объем инвестиций, объем производства и занятость. В противном случае, когда коэффициент резервирования снижается, резервы коммерческих банков увеличиваются. Они ссужают больше, и это благоприятно сказывается на экономической активности.

4. Выборочный кредитный контроль:

Выборочный контроль кредита используется для воздействия на определенные виды кредитов для определенных целей. Обычно они принимают форму изменения маржинальных требований для контроля спекулятивной деятельности в экономике. Когда наблюдается оживленная спекулятивная деятельность в экономике или в отдельных секторах определенных товаров и цены начинают расти, центральный банк повышает маржинальные требования по ним..

В результате заемщикам предоставляется меньше денег в виде ссуд под определенные ценные бумаги. Например, повышение маржи до 60% означает, что залогодателю ценных бумаг стоимостью 10000 рупий будет предоставлено 40% от их стоимости, то есть 4000 рупий в качестве кредита. В случае рецессии в конкретном секторе центральный банк поощряет заимствования, снижая маржинальные требования..

Заключение:

Для эффективной антициклической денежно-кредитной политики необходимо одновременно принимать банковскую ставку, операции на открытом рынке, норму резервирования и выборочные меры контроля. Но все теоретики денежно-кредитной политики признали, что (i) успех денежно-кредитной политики равен нулю во время депрессии, когда деловое доверие находится на самом низком уровне; и (ii) он успешен против инфляции. Монетаристы утверждают, что по сравнению с фискальной политикой денежно-кредитная политика обладает большей гибкостью и может быть реализована быстро..

6. Типы денежно-кредитной политики:

1. Экспансионная денежно-кредитная политика:

Экспансионистская (или легкая) денежно-кредитная политика используется для преодоления рецессии, депрессии или дефляционного разрыва. Когда наблюдается падение потребительского спроса на товары и услуги, а также спроса бизнеса на инвестиционные товары, возникает дефляционный разрыв..

Центральный банк начинает экспансионистскую денежно-кредитную политику, которая облегчает условия на кредитном рынке и приводит к увеличению совокупного спроса. С этой целью центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает резервные требования для банков-членов, снижает учетную ставку и поощряет потребительское и коммерческое кредитование с помощью выборочных кредитных мер. Благодаря таким мерам это снижает стоимость и доступность кредита на денежном рынке и улучшает экономику..

Экспансионистская денежно-кредитная политика объясняется в терминах рис. 1 (A) и (B), где начальное равновесие рецессии находится в точках R, Y, P и Q. При процентной ставке R на панели (A) рисунка существует уже избыток денежной массы в экономике. Предположим, что кредитная политика центрального банка приводит к увеличению денежной массы в экономике..

Это приводит к сдвигу кривой LM вправо к LM 1. Это увеличивает доход от OY до OY 1, а совокупный спрос расширяется, и кривая спроса D сдвигается вверх до D на панели (B). С увеличением спроса на товары и услуги выпуск увеличивается с OQ до OQ 1 при более высоком уровне цен P 1 Если экспансионистская денежно-кредитная политика работает плавно, равновесие на E 1 может быть на уровне полной занятости..

Но вряд ли это будет достигнуто из-за следующих ограничений:

Его объем и ограничения:

В течение 1930-х и 1940-х годов считалось, что успех денежно-кредитной политики в стимулировании выхода из депрессии был значительно ограничен, чем в сдерживании бума и инфляции. Эта точка зрения возникла из опыта Великой депрессии и появления общей теории Кейнса..

Монетаристы считают, что во время депрессии центральный банк может увеличить резервы коммерческих банков с помощью политики дешевых денег. Они могут сделать это, покупая ценные бумаги и снижая процентную ставку. В результате увеличивается их способность предоставлять кредитные линии заемщикам. Но опыт Великой депрессии говорит нам, что в условиях серьезной депрессии, когда среди бизнесменов царит пессимизм, успех такой политики практически равен нулю..

В такой ситуации банки бессильны вызвать оживление. Поскольку деловая активность практически приостановлена, бизнесмены не склонны брать взаймы для накопления запасов, даже когда процентная ставка очень низкая. Скорее они хотят сократить свои запасы за счет «погашения ссуд, уже полученных от банков». Более того, вопрос заимствования на долгосрочные потребности в капитале не возникает в депрессии, когда деловая активность уже находится на очень низком уровне..

То же самое и с потребителями, столкнувшимися с безработицей и снижением доходов, которые не хотят покупать товары длительного пользования с помощью банковской ссуды. Таким образом, все, что могут сделать банки, — это предоставить кредиты, но они не могут заставить бизнесменов и потребителей принять его. В 1930-е годы очень низкие процентные ставки и накопление неиспользованных резервов в банках не оказали существенного влияния на депрессивные экономики мира..

«Это не означает, что легкая денежно-кредитная политика во времена серьезного спада не будет иметь положительного эффекта, ее эффект будет в основном заключаться в предотвращении ухудшения плохой ситуации. Но ограничительная денежно-кредитная политика в сочетании со спадом деловой активности, несомненно, усугубила бы спад — классическим примером этого была денежно-кредитная политика 1931 года, которая способствовала углублению Великой депрессии … С другой стороны, если кредит будет легко доступен на благоприятных условиях термины, он явно имеет стабилизирующий эффект. Удовлетворяя потребности бизнеса в ликвидности, он может замедлить и, возможно, уменьшить масштабы спада ».

Но что привело к упадку денежно-кредитной политики в 1930-е и 1940-е годы? В дополнение к печальным и разочаровывающим событиям во время и после Великой депрессии, именно Общая теория Кейнса привела к снижению денежно-кредитной политики как инструмента экономической стабилизации. Кейнс указал, что высокоэластичный график предпочтения ликвидности (ловушка ликвидности) делает денежно-кредитную политику бессильной во время тяжелой депрессии..

2. Ограничительная денежно-кредитная политика:

Денежно-кредитная политика, направленная на ограничение совокупного спроса, называется ограничительной (или жесткой) денежно-кредитной политикой. Он используется для преодоления инфляционного разрыва. Экономика испытывает инфляционное давление из-за растущего потребительского спроса на товары и услуги, а также наблюдается бум инвестиций в бизнес. Центральный банк начинает ограничительную денежно-кредитную политику, чтобы снизить совокупное потребление и инвестиции за счет увеличения стоимости и доступности банковского кредита..

Это может быть сделано путем продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, повышения резервных требований банков-членов, повышения учетной ставки и контроля потребительского и коммерческого кредитования с помощью выборочных мер. Посредством таких мер центральный банк увеличивает стоимость и доступность кредита на денежном рынке и тем самым контролирует инфляционное давление..

Его объем и ограничения:

Но сфера действия денежно-кредитной политики в области контроля над инфляцией сильно ограничена..

Ниже приведены его ограничения:

1. Увеличение скорости обращения денег:

Одним из важных ограничений эффективности денежно-кредитной политики в борьбе с инфляцией является увеличение скорости обращения денег у населения. Центральный банк может контролировать денежную массу и стоимость денег с помощью жесткой денежно-кредитной политики, но он не обладает властью контролировать скорость обращения денег. Общественность может эффективно использовать имеющуюся у них денежную массу, тем самым делая ограничительную денежно-кредитную политику неэффективной. Это можно сделать несколькими способами..

(а) Корректировка портфеля коммерческих банков:

В условиях ограничительной денежно-кредитной политики коммерческие банки удовлетворяют спрос заемщиков на ссуды, продавая государственные ценные бумаги центральному банку. Такая политика просто конвертирует неиспользуемые депозиты, хранящиеся в банках в форме ценных бумаг, в активные депозиты. Государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле банка, заменяют ссуды. Но ни общий объем депозитов, ни денежная масса в банках не изменились. Однако это приводит к увеличению общих расходов, когда банки ссужают деньги заемщикам. Таким образом, ограничительная денежно-кредитная политика центрального банка становится неэффективной..

Более того, когда банки продают государственные ценные бумаги центральному банку, их цены падают, а процентные ставки на них повышаются на рынке. Это повысит общую структуру процентных ставок на рынке. Но падение цен на ценные бумаги приносит банкам капитальные убытки, и они могут не захотеть их нести. Это зависит от того, ожидают ли они, что падение цен на ценные бумаги (или повышение процентной ставки) будет кратковременным или продолжится сверхурочно..

Если ожидается, что падение цен на ценные бумаги будет краткосрочным, банки предпочтут хранить ценные бумаги, а не продавать их с убытком капитала. С другой стороны, если они ожидают, что это продолжится какое-то время, они будут продавать ценные бумаги для предоставления ссуд клиентам по более высоким процентным ставкам, тем самым возмещая капитальные убытки от продажи ценных бумаг за счет более высоких процентных ставок по ссудам..

Но как только спрос на ссуды снизится, банки могут выкупить государственные ценные бумаги теперь по ценам ниже, чем они продали, и снова получить прибыль от сделки. Таким образом, политика корректировки портфеля коммерческих банков увеличивает скорость общего денежного предложения даже в условиях жесткой денежно-кредитной политики, делая последнюю неэффективной..

(б) Роль небанковских финансовых посредников:

НБФО действуют как ограничение эффективности денежно-кредитной политики, ограничивая денежную массу двумя способами. Во-первых, они продают ценные бумаги для получения ссуд и, таким образом, увеличивают скорость так же, как и коммерческие банки, как объяснено выше. Во-вторых, поскольку процентные ставки по ценным бумагам растут в условиях жесткой денежно-кредитной политики, финансовые посредники повышают процентные ставки по депозитам в них, чтобы привлечь больше средств от вкладчиков. Это побуждает вкладчиков перекладывать больше свободных денег посредникам, которые еще больше увеличивают свои кредитные возможности. Таким образом, они могут повысить скорость обращения денег, делая жесткую ограничительную денежно-кредитную политику неэффективной..

(c) Методы более эффективного использования доступной денежной массы:

Частный сектор разработал множество способов более эффективного использования доступной денежной массы, что делает ограничительную денежно-кредитную политику неэффективной. Некоторые из методов — это разработка усовершенствованных методов сбора средств компаниями, занимающимися финансированием продаж, заимствование средств компаниями у населения по более высоким ставкам, чем предлагается коммерческими банками, и т. Д. Такие учреждения получают средства из источников, отличных от коммерческих банков. возможность увеличить скорость доступной денежной массы даже в условиях ограничительной денежно-кредитной политики.

2. Дискриминационные:

Ограничительная денежно-кредитная политика носит дискриминационный характер по своему воздействию на определенные секторы экономики. Утверждается, что на фирмы, зависящие от внутренних источников финансирования, не действует ограничительная денежно-кредитная политика. С другой стороны, затронуты только те фирмы, средства которых зависят от банковской системы. В частности, жесткая денежно-кредитная политика «считается работающей против мелких предпринимателей, поскольку они несут более низкий кредитный риск, а также против жилищного строительства и некоторых видов государственных и местных государственных расходов, поскольку они наиболее чувствительны к изменениям стоимости кредита». Это может замедлить или даже остановить их траты.

3. Угроза кредитному рынку:

Если центральный банк будет жестко ужесточать кредитный рынок, а инвесторы ожидают продолжения повышения процентных ставок, это может привести к истощению ссудных средств на кредитном рынке. В результате ценные бумаги не могут быть проданы, а кредитный рынок может перестать функционировать..

4. Угроза платежеспособности НФКУ:

Сильная ограничительная денежно-кредитная политика путем быстрого повышения процентных ставок может поставить под угрозу платежеспособность таких НБФО, как сберегательные банки и ссудо-сберегательные ассоциации. Это связано с тем, что, в отличие от коммерческих банков, они не в состоянии приспособиться к быстро растущим процентным ставкам..

5. Измените ожидания заемщиков и кредиторов:

Очень жесткая денежно-кредитная политика может изменить ожидания заемщиков и кредиторов. Таким образом, они несут необратимые изменения в условиях кредитного рынка. Быстрый рост процентных ставок может настолько изменить ожидания, что даже когда от этой политики отказываются и начинается экспансионистская политика, кредиторы могут неохотно предоставлять долгосрочные ссуды в ожидании повторного повышения процентных ставок. С другой стороны, заемщики могут занимать долгосрочные средства, даже если они им не нужны немедленно, в ожидании повышения процентных ставок в будущем..

6. Запаздывание по времени:

Еще одним важным ограничением жесткой денежно-кредитной политики является наличие временных лагов, связанных с необходимостью действий, их признанием, а также принятием решения и выполнением действий во времени. Поскольку денежно-кредитный орган не может вовремя принять ограничительные денежно-кредитные меры из-за этих временных лагов, денежно-кредитная политика работает очень медленно и, следовательно, не очень эффективна в сдерживании инфляции..

7. Роль денежно-кредитной политики в развивающейся экономике:

Денежно-кредитная политика в слаборазвитой стране играет важную роль в увеличении темпов роста экономики, влияя на стоимость и доступность кредита, контролируя инфляцию и поддерживая равновесие в платежном балансе. Таким образом, основными целями денежно-кредитной политики в такой стране являются контроль кредита для контроля инфляции и стабилизации уровня цен, стабилизация обменного курса, достижение равновесия в платежном балансе и содействие экономическому развитию..

1. Чтобы контролировать инфляционное давление:

Для сдерживания инфляционного давления, возникающего в процессе развития, денежно-кредитная политика требует использования как количественных, так и качественных методов кредитного контроля. Из инструментов денежно-кредитной политики операции на открытом рынке не позволяют контролировать инфляцию в слаборазвитых странах, поскольку рынок векселей невелик и неразвит. Коммерческие банки поддерживают эластичный коэффициент денежной наличности, потому что центральный банк не полностью контролирует их..

Они также не хотят вкладывать средства в государственные ценные бумаги из-за их относительно низких процентных ставок. Более того, вместо инвестирования в государственные ценные бумаги они предпочитают хранить свои резервы в ликвидной форме, такой как золото, иностранная валюта и наличные деньги. Коммерческие банки также не имеют обыкновения переучивать счета или брать займы у центрального банка..

Политика процентных ставок также не так эффективна в таких странах из-за:

(i) Отсутствие счетов со скидками;

(ii) Узкий размер вексельного рынка;

(iii) крупный немонетизированный сектор, в котором происходят бартерные операции;

(iv) наличие местных банков, которые не дисконтируют векселя в центральном банке;

v) привычка коммерческих банков хранить большие резервы наличности; и.

(vi) Существование большого неорганизованного денежного рынка.

Использование переменного коэффициента резервирования в качестве инструмента денежно-кредитной политики более эффективно, чем операции на открытом рынке и политика банковских ставок в НРС. Поскольку рынок ценных бумаг очень мал, операции на открытом рынке не приносят успеха..

Но повышение или понижение переменной нормы резервирования Центральным банком уменьшает или увеличивает наличность, имеющуюся в коммерческих банках, без отрицательного воздействия на цены ценных бумаг. Опять же, коммерческие банки хранят большие денежные резервы, которые не могут быть уменьшены путем повышения банковской ставки или продажи ценных бумаг центральным банком..

Но повышение нормы резервов наличности снижает ликвидность в банках. Использование переменного коэффициента резервирования имеет определенные ограничения в НРС. Небанковские финансовые посредники не хранят депозиты в центральном банке, поэтому он не влияет на них. Во-вторых, банки, которые не поддерживают избыточную ликвидность, страдают больше, чем те, кто ее поддерживает..

Однако качественные меры кредитного контроля более эффективны, чем количественные, в плане влияния на распределение кредита и, следовательно, на структуру инвестиций. В НРС наблюдается сильная тенденция инвестировать в золото, ювелирные изделия, товарно-материальные запасы, недвижимость и т. Д., А не в альтернативные производственные каналы, доступные в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, плантациях и промышленности..

Выборочный контроль кредитования больше подходит для контроля и ограничения кредитных линий для таких непродуктивных целей. Они помогают контролировать спекулятивную деятельность в отношении продовольственного зерна и сырья. Они оказываются более полезными при контроле "раздельной инфляции в экономике"..

Они сокращают спрос на импорт, обязывая импортеров вносить авансом сумму, равную стоимости иностранной валюты. Это также приводит к сокращению резервов банков, поскольку их депозиты при этом переводятся в Центральный банк. Выборочные меры кредитного контроля могут принимать форму изменения маржинальных требований по определенным типам обеспечения, регулирования потребительского кредита и нормирования кредита..

2. Для достижения стабильности цен:

Денежно-кредитная политика — важный инструмент достижения стабильности цен. Это обеспечивает правильное согласование между спросом и предложением денег. Несбалансированность между ними отразится на уровне цен. Нехватка денежной массы замедлит рост, а ее избыток приведет к инфляции..

По мере развития экономики спрос на деньги увеличивается за счет постепенной монетизации немонетизированного сектора и увеличения сельскохозяйственного и промышленного производства. Это приведет к увеличению спроса на сделки и спекулятивные мотивы. Таким образом, денежно-кредитный орган должен будет увеличить денежную массу более чем пропорционально спросу на деньги, чтобы избежать инфляции..

3. Чтобы преодолеть дефицит ПБ:

Денежно-кредитная политика в форме политики процентных ставок играет важную роль в преодолении дефицита платежного баланса. В слаборазвитых странах возникают серьезные трудности с платежным балансом для выполнения запланированных целей развития. Для создания инфраструктуры, такой как электроэнергия, ирригация, транспорт и т. Д., А также непосредственно производственной деятельности, такой как производство чугуна и стали, химикатов, электричества, удобрений и т. Д., Слаборазвитые страны должны импортировать капитальное оборудование, машины, сырье, запасные части и компоненты, тем самым увеличивая свой импорт. . Но экспорт почти не меняется.

Они дороги из-за инфляции. В результате возникает дисбаланс между импортом и экспортом, что приводит к дисбалансу платежного баланса. Денежно-кредитная политика может помочь в сокращении дефицита платежного баланса за счет высокой процентной ставки. Высокая процентная ставка привлекает приток иностранных инвестиций и помогает сократить разрыв платежного баланса..

4. Политика процентных ставок:

Политика высоких процентных ставок в слаборазвитой стране также действует как стимул к увеличению сбережений, развивает банковские привычки и ускоряет монетизацию экономики, которая имеет важное значение для накопления капитала и экономического роста..

Политика высоких процентных ставок также носит антиинфляционный характер, поскольку она препятствует заимствованиям и инвестициям в спекулятивных целях и в иностранной валюте. Кроме того, это способствует распределению ограниченных капитальных ресурсов в более продуктивных каналах..

Некоторые экономисты предпочитают политику низких процентных ставок в таких странах, потому что высокие процентные ставки препятствуют инвестициям. Но эмпирические данные показывают, что инвестиции в бизнес и промышленность неэластичны по интересам в слаборазвитых странах, потому что процентные ставки составляют очень низкую долю от общей стоимости инвестиций. Несмотря на эти противоположные взгляды, органам денежно-кредитного регулирования рекомендуется придерживаться политики дискриминационной процентной ставки — взимать высокие процентные ставки для несущественных и непродуктивных видов использования и низкие процентные ставки для производственных целей..

5. Для создания банковских и финансовых учреждений:

Одна из целей денежно-кредитной политики в слаборазвитой стране — создание и развитие банковских и финансовых институтов с целью поощрения, мобилизации и направления сбережений для накопления капитала. Денежно-кредитный орган должен поощрять создание банковских отделений в сельских и городских районах..

Такая политика поможет монетизировать немонетизированный сектор и будет стимулировать сбережения и инвестиции для накопления капитала. Он также должен организовывать и развивать рынок денег и капитала. Они необходимы для успеха денежно-кредитной политики, ориентированной на развитие, которая также включает управление долгом..

6. Управление долгом:

Управление долгом — одна из важных функций денежно-кредитной политики в слаборазвитой стране. Он направлен на своевременный выпуск государственных облигаций, стабилизацию их цен и минимизацию затрат на обслуживание государственного долга. Основная цель управления долгом — создать условия, при которых государственные заимствования могут увеличиваться из года в год..

В таких странах государственные займы необходимы для финансирования программ развития и контроля денежной массы. Но государственные займы должны быть по низким ставкам. Низкие процентные ставки повышают стоимость государственных облигаций и делают их более привлекательными для населения. Они также снижают бремя долга.

Таким образом, соответствующая денежно-кредитная политика, как указано выше, помогает контролировать инфляцию, сокращать разрыв платежного баланса, стимулировать накопление капитала и способствовать экономическому росту..

8. Ограничения денежно-кредитной политики в НРС:

Опыт слаборазвитых стран показывает, что денежно-кредитная политика играет ограниченную роль в таких странах..

В поддержку этой точки зрения приводятся следующие аргументы:

1. Крупный немонетизированный сектор:

Существует большой немонетизированный сектор, который препятствует успеху денежно-кредитной политики в таких странах. Люди в основном живут в сельской местности, где практикуется бартер. Следовательно, денежно-кредитная политика не может повлиять на этот крупный сегмент экономики..

2. Неразвитые деньги и рынки капитала:

Рынки денег и капитала неразвиты. На этих рынках не хватает векселей, акций и акций, что ограничивает успех денежно-кредитной политики..

3. Большое количество НФКО:

Небанковские финансовые посредники, такие как местные банкиры, работают в таких странах в больших масштабах, но они не находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования. Этот фактор ограничивает эффективность денежно-кредитной политики в таких странах..

4. Высокая ликвидность:

Большинство коммерческих банков обладают высокой ликвидностью, поэтому на них не влияет кредитная политика центрального банка. Это также снижает эффективность денежно-кредитной политики..

5. Иностранные банки:

Практически во всех слаборазвитых странах существуют коммерческие банки с иностранным капиталом. Они также снижают эффективность денежно-кредитной политики, продавая иностранные активы и получая деньги из своих головных офисов, когда Центральный банк страны проводит жесткую денежно-кредитную политику..

6. Деньги малых банков:

Денежно-кредитная политика в таких странах также не приносит успеха, поскольку банковские деньги составляют небольшую часть общей денежной массы в стране. В результате Центральный банк не в состоянии эффективно контролировать кредитование..

7. Деньги, не депонированные в банках:

Состоятельные люди не вкладывают деньги в банки, а используют их для покупки ювелирных изделий, золота, недвижимости, для спекуляций, демонстративного потребления и т. Д. Такая деятельность способствует инфляционному давлению, поскольку находится вне контроля денежно-кредитных властей. Из-за этих ограничений денежно-кредитной политики в слаборазвитой стране экономисты выступают за использование налогово-бюджетной политики наряду с ней..

Похожие статьи